История
В 19 веке европейская и особенно французская литература
была названа декадансом сначала грозными критиками, а затем этот термин
был использован и самими авторами. Данный термин относился к авторам
конца 19 века, которые были связаны с движениями символизма и эстетизма
и которые так же сочетали в своём творчестве элементы более раннего
движения Романтизма с их немного наивным взглядом на природу. На многих
этих авторов повлияли традиции готического романа и поэзия и проза Эдгара Аллана По. Эта идея декаданса начинается в 18 веке с Монтескьё, а дальше, после Дезире Нисарда — французского писателя и критика (фр. Désiré Nisard) она была взята критиками как термин для оскорбления Виктора Гюго и романтизма
в целом. Более позднее поколение писателей-романтистов, как например
Теофиль Готье и Шарль Бодлер, использовали это слово как знак гордости,
как символ их отрицания того, что они считали «банальным прогрессом». В
1880-ых годах группа французских писателей называла себя декандентами.
В Британии главной фигурой декаданса был Оскар Уайльд.
Как литературное движение, декаданс — это переходный этап между романтизмом и модернизмом.
Часто символизм
путают с декадансом. Несколько молодых авторов были иронично отнесены к
декадансу в прессе середины 1880-хы годов. Большая часть манифеста Жана
Моро была посвящена именно этой проблеме и спорам по этому поводу.
Некоторые из этих авторов приняли его, а некоторые нет.
Идеи декадентства
Брошенное враждебной этому течению критикой как уничижительное,
отрицательное, это обозначение было подхвачено его представителями и
превращено в лозунг. Наряду с декадентством для обозначения этого
общеевропейского течения поэзии и искусства употребляются также термины: «модернизм», «неоромантизм», «символизм».
Из этих терминов — «модернизм» (от фр. moderne
— современный, новейший) за бессодержательностью должен быть отброшен;
«неоромантизм» следует признать недостаточным, ибо он указывает лишь на
типологическое сходство этого течения в ряде признаков с романтизмом
начала XIX века, а не на его специфические особенности (в защиту этого термина выступал С. А. Венгеров, «Этапы неоромантического движения»).
Кроме того, наряду с декадентством, наиболее употребителен термин «символизм». Некоторые считают эти термины одинаково обозначающими одно и то же явление. Однако их следует всё же разграничивать.
«Символизм» как термин шире термина «декадентства», по сути дела
являющегося одной из разновидностей символизма. Термин «символизм» —
искусствоведческая категория — удачно обозначает один из важнейших
признаков стиля, возникающего на основе психики декадентства. Но можно
различить и иные стили, возникающие на этой же почве (например, импрессионизм). И в то же время «символизм» может и освобождаться от декадентства (например, борьба с декадентством в русском символизме).
Иногда термин «декадентство» употреблялся также в биологическом
смысле, означая патологические признаки психо-физического вырождения в
области культуры (М. Нордау
и др.). С социологической точки зрения термин декадентство применим для
обозначения проявлений социально-психологического комплекса,
свойственного всякому общественному классу, находящемуся в стадии
упадка, особенно же нисходящему господствующему классу, вместе с
которым приходит в упадок целая система общественных отношений (Плеханов, Искусство и общественная жизнь).
Характерными чертами декадентства обычно считаются: субъективизм, индивидуализм, аморализм,
отход от общественности, taedium vitae и т. п., что проявляется в
искусстве соответствующей тематикой, отрывом от реальности, поэтикой
искусства для искусства, эстетизмом, падением ценности содержания, преобладанием формы, технических ухищрений, внешних эффектов, стилизации и т. д.
Примером в древности можно назвать эпоху падения Римской империи и др.
Авторы-декаденты
Наиболее яркими представителями декадентства на Западе являлись Ш. Бодлер, П. Верлен,Метерлинк, Гюисманс, Станислав Пшибышевский и др. В группу русских декадентов так называемого «старшего поколения» в 1880-х — 1890-х гг. входили такие поэты и беллетристы, как Бальмонт, А. Добролюбов, Коневской, Ф. Сологуб, Мережковский, Зинаида Гиппиус, а также «ранний» Брюсов.
Если, по мнению Плеханова,
литературное развитие русского декадентства и не вполне ещё
соответствовало существовавшей в России системе капиталистических
отношений, то корни его следует искать в условиях реакции 1880-х и начала 1890-х гг. Писатели-декаденты были особенно популярны после революции 1905.
Примером декаденства в новейшей истории России может служить телевидение, так называемая «чернуха» в России в 1990-е.----
Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939.
Декадентское движение сегодня
В феврале 1999-го года писательница Маруся Климова и художник Тимур Новиков организовали фестиваль декаданса «Темные ночи»,
который прошел в концертном зале петербургского Зоопарка. Второй
фестиваль состоялся год спустя в петербургском клубе «Декаданс». Эти
эпатажные и шумные акции[1] стали своеобразной манифестацией независимого искусства Санкт-Петербурга и Москвы, берущего свое начало в андеграунде советских времен[2]. В дальнейшем декаданс как современное настроение вобрал в себя черты гламура и готики. Эти популярные в начале века стили были объединены в декадентских фестивалях «Бархатное подполье». Первый фестиваль состоялся в 2005 году[3] в московском Клубе на Брестской, автором идеи выступил журналист и лидер группы «Бостонское чаепитие» Владимир Преображенский, сегодня организатор салонных вечеров «изысканного удовольствия» [4]. Одновременно со светским декадансом, от готических и ретро сайтов отделился литературный декаданс, определив в Интернете свою аудиторию. Сегодня движение «куртуазного декаданса» приближается к популярности декаданса конца 18 — начала 19 вв.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE |