Категории каталога

Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Логин:
Пароль:

Поиск

Мини-чат

200

Наш опрос

Оцените наш сайт
Всего ответов: 79

Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Шаманизм » Камлание

КАК ШАМАНЫ ИСЦЕЛЯЮТ САМИ СЕБЯ?
КАК ОНИ ИСЦЕЛЯЮТ САМИ СЕБЯ?
ИСЦЕЛЕНИЕ ЦЕЛИТЕЛЯ.

Взаимоотношения целителя и пациента - это не улица с односторонним движением. Исцеленным может быть и сам целитель, получить помощь может и сам помогающий. Те же самые взаимоотношения, ритуалы и состояния сознания, которые исцеляют пациента, могут так же исцелить и терапевта. Как мы увидим ниже, даже уже одно желание помочь и исцелить может оказаться благотворным для обеих сторон. Этот процесс взаимного исцеления особенно важен для шаманов, поскольку шаманы всегда были 'ранеными целителями', так или иначе пострадавшими в прошлом. Как клинические наблюдения, так и мировые мифы свидетельствуют о том, что тот, кто сам прошел через свою собственную болезнь, может лучше, чем кто-либо другой, помочь облегчить чужие страдания. Как сказал Карл Юнг, 'страдающий устраняет страдания'.

Шаманы - это люди, которые часто сами очень сильно страдали. Эти страдания могли обрушиться на них неожиданно во время кризиса посвящения либо шаманы сами сознательно шли на страдания во время периодов уединения и аскетизма. Зачастую эти люди преодолевали кризис через камлание и помощь другим. Иногда 'шаман должен сначала вылечить себя и свою болезнь посвящения и только потом лечить других членов своей общины'.

Либо шаман лечит себя, помогая другим, либо сначала излечивается сам, а потом помогает другим, очень важно при этом продолжать камлание и оказание помощи для того, чтобы избежать возвращения болезни. Чукчи говорят, что 'пока шаман находится в состоянии вдохновения, он должен заниматься лечебной практикой и не скрывать свою силу - в противном случае она заявит о себе в виде кровавого пота или припадка сумасшествия, подобного эпилепсии'.

Если шаманские практики действительно самоисцеляющие, то как происходит такое исцеление? В шаманских культурах исцеление становится возможным благодаря тому, что шаман устанавливает связь с духами, но такое самоисцеление можно трактовать и в терминах психологических процессов. В зависимости от системы верований эти психологические процессы можно рассматривать либо как служащее связующим звеном дополнение к духовным аспектам, либо как полное их (духовных аспектов) выражение.

Что же тогда представляют собой психологические факторы, которые могли бы, хотя бы частично, объяснить столь драматичное превращение шамана из пациента в целителя, из жертвы в помогающего, из психически больного в психотерапевта? Как можно объяснить то, что шаманы часто оказываются самыми здоровыми членами своей общины? Эти процессы включают в себя сдвиг в интерпретации шаманом своих симптомов, последствия выполнения шаманской роли и работы, эффекты измененных состояний сознания, психологические изменения, происходящие во время шаманских путешествий, и результаты следования принципам альтруизма и служения.

Реинтерпретация симптомов кризиса посвящения

Шаманский кризис посвящения начинается как драматическое, нарушающее привычный жизненный уклад беспокойство. В нашей собственной культуре человеку, охваченному подобного рода беспокойством, будет скорее всего поставлен диагноз какой-либо психической болезни, а врачи наверняка постараются подавить ее симптомы с помощью медикаментов. Врачи считают пациентов больными, пациенты считают, что так оно и есть.

В первобытных племенных культурах подобные симптомы трактуются совершенно иначе. Пациент - это будущий шаман, а симптомы - это свидетельство не патологии, а зова; не экстремальной ситуации, представляющей угрозу здоровью, которую нужно подавить, а пробуждения, которому нужно идти навстречу. Здесь мы имеем пример того, что западные психологи называют реатрибуцией или переструктурированием. Это мощная техника, с помощью которой психические симптомы реинтерпретируются с более благотворной, более здоровой точки зрения. Это вдохновляет пациента на принятие симптомов и работу с ними и даже на высокую их оценку как части жизненно важного процесса развития и познания.

Будущий шаман не томится и не барахтается беспомощно в своих переживаниях. Наоборот, он стремится изучить целительские ритуалы и в конечном итоге помочь другим. Новички уверены в том, что их симптомы излечимы и что они могут исцелить сами себя. Эта вера помогает им осознать собственные силы, усиливает чувство уверенности и самоуважения, что подкрепляется также выполнением роли и работы шамана.

В результате этих процессов у шаманов наблюдается радикальный сдвиг во взглядах на мир и свое место в нем. Негативное отношение к болезни устраняется, шаманы теперь уже преисполнены позитивных ожиданий относительно самих себя, своей роли и своих возможностей. Поскольку новые убеждения и ожидания имеют тенденцию функционировать как самоосуществляющиеся пророчества, последствия таких сдвигов могут быть необычайно мощными и целительными.

Работа шамана и его роль

Любить и работать - эти два слова для Зигмунда Фрейда являлись критериями психического здоровья. О способности шамана любить мы знаем очень мало, но его способность заниматься осмысленной, полезной работой сомнений не вызывает. Для племени работа шамана имеет важное, даже решающее значение, а потому позволяет ему занимать видное положение, дает власть, привилегии и другие блага и, возможно, спасает его от той неприметной участи, которая была бы ему уготована, будь все иначе. Она укрепляет в нем чувство собственного достоинства и уверенность в себе.

Измененные состояния сознания

Шаманы способны по собственному желанию входить в измененные состояния сознания. Это умение - одна из определяющих их характеристик. Некоторые измененные состояния могут быть целебными как для психики, так и для психосоматики человека. Наверное, самое простое и наиболее известное из таких целительных состояний - релаксация, которая является эффективным средством противодействия психологическому стрессу, а также своего рода противоядием от целого ряда вызываемых стрессом соматических расстройств.

Состояния транса также могут быть целебными. Шаманы могут входить в транс, легко переходящий в самогипноз. Множество данных подтверждают мысль о том, что самогипноз может быть мощным средством самоизлечения. Поскольку шаман входит в измененные состояния в надежде получить помощь и излечение и поскольку его ожидания могут действовать как самосбывающиеся пророчества, эти ожидания уже сами по себе могли бы произвести существенный целительный эффект. Когда к силе транса и гипноза прибавляется сила ожидания, вероятность самоизлечения в шаманских состояниях может значительно повыситься. К тому же многое в работе шамана происходит под музыку и пение, что многими древними обычаями и верованиями, а также некоторыми современными направлениями терапии рассматривается как немаловажный целительный эффект.

Шаманское путешествие

Кроме того, что шаманское путешествие само по себе целительно, возникают и другие специфические переживания, которые оказывают благотворное влияние на психику шамана. Например, в ходе странствия значительно уменьшается страх, когда шаман встречается лицом к лицу с ужасающими его сценами и духами. Могут возникать, угрожая душе и самой жизни шамана, видения смерти и разрушений, злые духи и сверхъестественные силы, но несмотря на любые предстающие его взору ужасы, задача шамана не бежать от них, не отступать, а противостоять им и преодолевать все то, что мешает добыть информацию и исцеление для своей общины.

Современные исследования свидетельствуют о том, что подавить страх можно, сознательно идя ему навстречу. По сути, одно из стратегических направлений терапии, называемое имплозией (то есть взрывом, направленным внутрь), по всей видимости, сходно с тем, что испытывает шаман. Основной принцип имплозивной терапии - заставить пациента вызвать интенсивные образы того, что его страшит, противостоять им, пока он не сможет реагировать ни них менее болезненно. В результате наступает десенситизация (возвращение к нормальному состоянию, восстановление духовного равновесия), при которой образы, а также реальные внушающие страх объекты, события и люди, символом которых эти образы являются, теряют свои устрашающие качества.

Сходство этого процесса с переживаниями шаманского путешествия очевидно. Сами шаманы признают такой процесс десенситизации и утверждают, что 'вы можете увидеть мертвецов, подходящих к вам, и услышать, как гремят их кости. Если вы слушаете и смотрите на это без страха, то никогда и ничего не будете бояться'.

И все же здесь есть одно существенное отличие. Оно заключается в том, что в путешествии образы возникают не в результате намеренного выбора, как при имплозии, а спонтанно. Спонтанные устрашающие образы, очевидно, символизируют тень, т.е. те аспекты нашего Я и нашей психики, в которых мы сами себе не признаемся и которые подавляем, потому что считаем их чем-то плохим, зловещим и пугающим. Когда мы признаем существование этих теневых аспектов нашей психики и смело им противостоим, они сразу же лишаются своей устрашающей силы.

Это противоборство с тенью рассматривается в юнгианской психологии, как необходимая и обязательная стадия на пути к индивидуации, то есть процессу становления нашего истинного Я. Интересно, что сам Юнг рассматривал шаманские образы, как свидетельство процесса индивидуации у шамана.

Еще один целительный процесс, происходящий во время путешествия - идентификация с духами и животными силами. Современные физиотерапевты, психиатры и невропатологи считают подобного рода идентификацию мощным инструментом психотерапевтического воздействия. Вполне возможно, что именно этот процесс вот уже тысячи лет помогает шаманам исцеляться.

Альтруизм и служение

Шаманы служат своей общине. Такое служение - завершающий этап путешествия героя и конечный итог подготовки шамана, а также всех испытаний и инициаций, выпавших на его долю. Как указывает Майкл Харнер, шаманизм в высшем своем проявлении '...далеко выходит за рамки самоосуществляемой трансценденции обыденной действительности. Это - трансценденция во имя более высокой цели: помощи роду человеческому. Шаманское просветление - это способность осветить то, что другими воспринимается как тьма, тем самым видеть и путешествовать от имени... всего человечества.'

Конечно, шаманы в этом не одиноки. Целый ряд древних верований и современных направлений психологии видят в служении естественное выражение успешного развития. Более тысячи лет тому назад третий Патриарх дзен воскликнул: 'Целостный ум, вставший на Путь, свободен от эгоистичных желаний'.

Сегодня многие психологические школы рассматривают альтруизм и служение, как критерии здоровья. Согласно Абрахаму Мэслоу, 'все до единого самореализовавшиеся люди вовлечены в дело, выходящее за пределы их собственных интересов'.

Невротическая мотивация служения также не исключена, но в целом прослеживается четкая взаимосвязь между психическим благополучием и активностью служения.

Попросту говоря, наблюдается следующая тенденция: чем крепче психическое здоровье, тем активнее человек вовлечен в служение. И только недавно было признано, что справедливо и обратное: не только здоровье приводит к служению, но и служение может привести к улучшению здоровья. Некоторые исследования наводят на мысль о том, что служение другим может положительно сказываться как на психическом, так и на физическом состоянии человека. Те, кто помогает другим, могут испытать так называемую 'вершину помогающего' - обобщенное выражение чувства благополучия, удовлетворения и собственного достоинства, в котором 'купается' помогающий после своих добрых деяний.

'Вершина помогающего' может трансформироваться и в нечто полезное для физического здоровья: подчас исчезает головная боль, нормализуется давление, активизируется функционирование иммунной системы. Мэслоу, который понял это одним из первых, писал: 'Лучший способ научиться помогать - это стать лучше. Но стать лучше можно, только помогая другим. Поэтому я должен делать то и другое одновременно, и я могу делать это одновременно'.

Это удивительно созвучно замечанию Майкла Харнера о том, что 'в конечном счете в шаманизме нет различия между помощью другим и помощью себе. Помогая другим, шаман становится более сильным, более жизнерадостным, более самореализованным'.

Быть может, шаманы - одни из первооткрывателей мысли, высказанной Альбертом Швейцером: 'Лишь те из вас будут воистину счастливы, кто искал и нашел, как служить другим'. И шаманы действительно смогли не только обеспечить себе счастье, но и, судя по всему, здоровье.

© Р. Уолш "Дух Шаманизма"

Категория: Камлание | Добавил: ShunaOshaOna-ra (10.12.2008)
Просмотров: 2413 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Рейтинг SunHome.ru