Вероятно, самая древняя система целительства в мире. Шаманизм особенно
широко распространен в племенных культурах, которые, развиваясь на
значительных удалениях друг от друга, создали системы поверий,
поразительно схожие между собой. Шаманом называется человек, который,
погружаясь в особое исступленное состояние сознания, обретает
способность общаться с оберегающими и помогающими духами и черпать из
потусторонних источников значительную силу. Главной целью шаманизма
является лечение тела и рассудка. Его используют также для гадания и
для обеспечения хорошей охоты и процветания племени или деревни.
Шаманизм представляет собой сложное явление, и его часто ошибочно
приравнивают к магии, волшебству и колдовству. Способность впадать в
экстатический транс, связываться с духами, исцелять или предсказывать
будущее еще не делает человека шаманом.
Данные археологии и этнографии свидетельствуют, что шаманизм существует
уже от 20 до 30 тысяч лет. Не исключено, что на самом деле он еще
старше и появился на свет одновременно с человечеством. Следы шаманизма
обнаружены во всем мире, включая очень удаленные части обеих Америк,
Сибирь, Азию, Австралию, северную Европу и Африку. В соответствии с
некоторыми современными теориями определенные формы шаманизма,
составившие основу европейского волшебства и колдовства, практиковали
кельты и друиды.
Системы шаманизма весьма разнообразны, но все они связаны некоторыми
общими чертами. Шаман должен одинаково комфортабельно чувствовать себя
в двух реальностях: обычной, повседневной реальности или пробуждающемся
мире и в необычной реальности, связанной с сознанием шамана. Проникнуть
в необычную реальность можно в состоянии транса, изменяющемся от
легкого забытья до глубокой комы. Это состояние позволяет шаману видеть
и делать то, что в обычной реальности невозможно. Погрузившись в транс,
шаман отправляется в нижний мир, проскальзывая в нору или отверстие в
земле. В нижнем мире он узнает причину заболевания пациента и способ
его излечения, общается со своими потусторонними хранителями и
помощниками. Он может перевоплощаться в этих духов и летать по воздуху.
Он делает все необходимое для излечения и может заглянуть в будущее.
Когда работа закончена, он проникает из нижнего мира обратно в обычную
реальность. Говорят, что шаманы могут также подниматься на небо в
призрачных лодках и сидеть верхом на духах лошадей, принесенных в
жертву. Для шамана необычная реальность так же вещественна, как и
обычная реальность. Предметы, которые он видит, не являются
галлюцинациями, они просто внешние по отношению к нашему миру.
Проникновение в эту реальность сознания шамана происходит при помощи
барабанного боя, трещеток и танцев, а также, в некоторых сообществах, с
помощью галлюциногенов.
Шаманами обычно становятся мужчины, хотя и женщины также могут это, и
некоторые из них достигают огромного могущества. В некоторых культурах
выбор шамана возлагается на духов. Предполагаемый шаман узнает о своем
избрании по некоему овеществленному знаку, например, серьезной болезни,
от которой он едва не умирает, но излечивается благодаря своей силе. В
других культурах человека, обладающего задатками шамана, выделяют в
ранней молодости, обучают, а затем проводят через обряд посвящения.
Источником силы шамана становится его дух-хранитель. Его называют также
"животным силы", "духом-опекуном" , "животным-тотемом" или "домовым".
Обычно шаман бдит ночью на открытом воздухе, ожидая духа-хранителя.
Дух-хранитель появляется, как правило, в виде животного, птицы, рыбы
или пресмыкающегося, но может принять и образ человека. Встреча с ним и
благодетельна, и благотворна, она открывает шаману доступ к любому
могуществу. Шаман призывает духа в свое тело, и он предохраняет его от
болезней и враждебных сил из нижнего мира. Через несколько лет
духа-хранителя можно поменять, если в этом возникнет необходимость.
После обретения духа-хранителя можно заняться исцелением и прорицанием.
Техника исцеления различна. Шаман может собрать духов-помощников,
которые являются и причиной болезни, и средством от нее. Они
воплощаются в растения, насекомых, червей и прочую мелкоту. В трансе
шаман видит причину болезни, после этого он кладет один из предметов в
заднюю часть ротовой полости, а другой - в переднюю. Затем он начинает
высасывать болезнь из тела пациента. Энергия, вызвавшая болезнь,
поглощается духами-помощниками, находящимися во рту шамана и
защищающими его от проникновения болезни внутрь его собственного тела.
Дух, помещенный глубже, выполняет роль страховки на случай, если первый
дух пропустит болезнь.
В других случаях шаман спускается в нижний мир, в царство мертвых,
чтобы вернуть душу пациента или найти его духа-хранителя. Иногда шаман
изгоняет духов, вызвавших болезнь, при помощи процедуры, напоминающей
спиритический сеанс, или уговаривает их покинуть пациента мольбами и
лестью.
На западе интерес к шаманизму обострился после выхода в 1951 году
серьезной книги Мирче Элиаде "Ша-манизм". С тех пор написано большое
количество работ по шаманским системам и использованию галлюциногенов и
наркотиков (примечание: они используются не во всех шаманских
системах). С 70-х годов нашего века некоторые неоязыческие ведьмы и
неоязычники смешали свои религиозные и магические церемонии с
шаманскими ритуалами. Одной из первых поступила так неоязыческая
Церковь Семи Стрел в городе Уитридж, Колорадо, основанная в 1975 году
как церковная конгрегация общей жизни с шаманскими традициями. Церковь
Всех Миров в Укайе, в Калифорнии, разработала собственные методы
перехода в трансцендентные реальности, используя бой барабанов,
песнопения и танцы, пост, воззвания и общение с тотемами.Content-Disposition: form-data; name="file1"; filename=""
Content-Type: application/octet-stream