"Готика" (gothic) - обобщающее понятие, которым
сегодня обозначают целый комплекс художественных направлений, составляющих -
вместе, разумеется, со своими носителями - так называемую "готическую
субкультуру". Название происходит от термина, означающего художественный
стиль, главенствовавший в европейском искусстве в XI-XV вв. Впервые термин
gothic по отношению к рок-музыке был употреблен еще в конце 60-х (для
характеристики произведений King Crimson и Van Der Graaf Generator). Следует
отметить, впрочем, что на рокеров (по крайней мере, на ранних этапах
становления "готики") в большей степени повлияла не музыка
средневековья как таковая (воздействие искусства барокко было гораздо сильнее),
а, скорее, "готический" ("черный") роман эпохи романтизма
со всей его вампирско-вурдалакской образностью и эстетикой кошмара. Характерным
следствием этого интереса стало воссоздание жанрово-стилевых особенностей
культово-ритуального искусства, тяготение к образам религиозной экспрессии,
потустороннего мира, инфернальных сил, нашедших отражение в песенных текстах и
сценическом действе. В своем развитии "готика" прошла несколько
этапов - от прото-готики рубежа 70-80-х к готик-року середины - второй половины
80-х, и, далее, к многообразию "готических" направлений 90-, диапазон
которых простирается от тяжелых металлических разновидностей до чистой
акустики.
Первые ростки "готики" появились на рубеже 70-80-х,
когда среди многообразия субтечений британской "новой волны"
(конкретнее, пост-панка) обозначилось одно наиболее декадентское,
апеллировавшее к самым глубинам человеческого подсознания. Сам термин
"готика" тогда еще широко не использовался (хотя уже был придуман) -
употреблялись понятия типа dark punk, dark wave и cold wave (сейчас, как уже
говорилось, применяется термин "прото-готика"). Представителями этого
направления были как переквалифицировавшиеся панки типа Siouxsie & the
Banshees, так и музыканты следующего поколения - Bauhaus, Tones on Tail, Joy
Division, the Lords of the New Church, Sex Gang Children, Specimen, Southern
Death Cult и др. Корни "готики" обнаруживаются также в некоторых
альбомах The Cure ("Faith", "Pornography"). Сhristain Death
были одни из первых, кто попытался соединить "готику" с металлом.
Гимном нарождавшегося движения стала композиция "Bela Lugosi's Dead"
(первый сингл группы Bauhaus), посвященная культовому венгерскому актеру Бэле
Лугози, сыгравшему роль Дракулы.
Прото-готы выделялись среди остальных "волновиков"
своим мрачноватым имиджем (черные одежды, контрастный грим, металлические украшения),
и, главное, мироощущением. В их творчестве это выражалось, в том числе, в
приверженности к холодным синтезаторным и "преобразованным" гитарным
тембрам, безжизненным механистичным ритмам, в "закодированности"
песенных текстов, в общем упадническом духе их музыки. Стилевые особенности
dark punk складывались во многом параллельно с поисками синтез-попа и
"нового романтизма".
Как самостоятельное стилевое направление, породившее особую
субкультуру, готик-рок сформировался на временном перекрестии "новой
волны" и "альтернативы", ближе к середине 80-х. Культовыми
фигурами готик-рока, наряду с высокочтимыми (до сих пор) прото-готами, стали
Sisters of Mercy, The Mission, Fields of the Nephilim, экс-лидер Bauhaus Питер
Мёрфи и др. Их композиции несли настроение мрачного пафоса, сосредоточенной
скорби, депрессии, отрешенности, тексты были насыщены мотивами
псевдосуицидальной экзальтации, любви-смерти, ухода в иные миры. При этом
музыка оставалось достаточно мелодичной и ритмичной, с оттенками танцевальности,
хотя и весьма минималисточной в темброво-драматургическом плане, созданной, к
тому же, практически до последней ноты с помощью "бесчеловечных"
синтезаторов и драм-машин.
Группой, совершившей прорыв в готик-роке и определившей
дальнейшее развитие этого направления, стала австралийская Dead Can Dance.
Брендан Перри и Лайза Джеррард, которые и составляли костяк этого коллектива,
первыми столь широко и убедительно соединили жанрово-стилистические признаки и
выразительные средства, идущие от Средневековья, Ренессанса, барокко и
евроазиатского фольклора, с возможностями поп-музыки. Группа богато
использовала акустические (в том числе старинные) инструменты и
церковно-органные тембры, стилизовала аутентичную манеру исполнения,
воссоздавала обширный жанровый пласт старинной музыки (от мессы до песен
трубадуров и народного танца), выходя в сферу так называемой "Третьей
музыки". Завораживающе красивые (хотя иногда и какой-то дъявольской
красотой) композиции Dead Can Dance уводили в путешествие по бесконечным галереям
посю- и потусторонних миров. Уникальный (темброво и регистрово) вокал Лайзы
послужил образцом для многих "готических" групп, сделавших акцент на
женские голоса.
С конца 80-х поднялась так называемая вторая волна
"готики" (The Shroud, Rosetta Stone, London After Midnight, Mephisto
Walz, Corpus Delicti и т.д.). А с середины 90-х в "готике" начали
прослеживаться новые тенденции, связанные, с одной стороны, со все большей
жанровой и стилевой сегментацией музыкальных направлений (dark wave, ethereal, dark
folk, electro-goth, medieval, synth-goth и т.д.), с другой - со стремлением
"готики" войти в соприкосновение к пограничными субкультурами и
музыкальными стилями, расширить свои выразительные возможности.
Сегодня "готика" внутри себя подразделяется на
множество направлений, которые по средствам выразительности и типам
инструментария условно можно объединить в пять групп. Первая близка
"классическому" готик-року (гитарно-синтезаторные составы,
дополненные акустическими инструментами, как Umdra Et Imago). Вторая -
полностью акустическая (такие команды могут тяготеть к фольклору, как
Backworld, или к готике в ее собственно историческом понимании, иногда
воссоздавая стилистику средневековья почти в аутентичном варианте, как
Estampie, подражающие искусству трубадуров и менестрелей, как Sopor Aeternus c
их dance macabre, и др.). Третья - техно-электронная (ее представители
основываются на синтезаторном саунде, широко используют элементы эмбиента,
хауса, техно, нью-эйдж, как Unquiet Void). Близка ей четвертая группа,
соединяющая признаки "готики" и индастриала (Das Ich, отчасти Мэрилин
Мэнсон). Наконец, пятая сформировалась под влиянием металла, в результате чего
появился стиль готик-метал (Christian Death, возникшие, как уже говорилось, в
начале 80-х, Paradise Lost, смодулировавшая в "готику" из дум-дэта,
The Gathering, Lacrimosa, My Dying Bride, Artrosis, Dreams of Sanity,
Moonlight). "Готика" как особый тип содержания повлияла также на
блэк-метал.
Впрочем, нередко различные тенденции настолько смешиваются в
творчестве той или иной команды, что ее бывает трудно отнести к какому-либо
конкретному направлению. Эмоциональный диапазон "готики" также
чрезвычайно широк - от легкой меланхолии до полного сумрака, холодящих образов
Святой инквизиции, пыток, крестных мук, вампирских игрищ и т.д. (современные
команды нередко смакуют подобные детали). Следует также отметить возрастание на
готик-сцене удельного веса неанглоязычных команд, в особенности, немецких, а в
последнее время - и славянских.
На данный момент "готика" представляет собой достаточно
целостную, замкнутую, относительно независимую субкультуру. В 90-е появилось
целое поколение людей, осознанно называющих себя готами. Они интересуются не
только соответствующей музыкой (включая аутентичную), но и
"готической" литературой, живописью, кино, следуют
"готической" моде, устраивают костюмированно-театрализованные
вечеринки и т.д. |